Полезный метод этапа эмпатии для глубокого погружения в тему.
- Разделите лист бумаги на 3 части: что? как? почему?
- Начните с наблюдения (что?): что делает наблюдаемый человек (например, на фотографии?).
Постарайтесь записать детали, подробности, не вдаваясь в предположения. - Переходим к пониманию (как?): как наблюдаемый человек это делает? Ему трудно? Легко? Торопится ли он? Как контекст определяет поведение человека?
Запишите наблюдения, используя прилагательные и наречия. - Проанализируйте (почему?): почему человек это делает? почему именно так? Сделайте предположения о его мотивах и чувствах. Выдвигайте гипотезы, которые потом можно будет проверить с человеком и понять, почему он действовал именно так.
Другой вариант использования метода — «Зачем? Что? Как?»:
Процесс начинают с сути — «Зачем (почему)?», т.е. определение проблемы, которую нужно решить, основной и истинной «болевой точки». «Зачем?» — важный блок, который подводит нас к поиску решения проблемы. Здесь важно определить, что именно является проблемой и является ли таковой? Например, основная болевая точка — это «стресс».
Затем переход к “что?”: что могло бы устранить проблему. Например, поездка на выходных. Важно проверить, действительно ли это “что?”
подходит благополучателю, и что лежит в основе устранения проблемы? Например, в нашем примере — это релаксация? Развлечение?
И наконец, третий вопрос\этап — определить “как?” человек хочет получить это “что?”. Если необходима релаксация, то есть ли какие-либо ограничения? Например, свободны только вечера, а не выходные. Или если у пользователя нет достаточных средств, то “что” не может быть горнолыжным туром во Францию.
Подробнее о методе «Что? Как? Почему?»
- Руководство по дизайн-мышлению, d.School (на русском языке)
- Empathy Toolbox — практические руководства по применению принципов эмпатии, разработанных в d.School (на английском языке)
- Процесс дизайн-мышления Стэнфордской школы d.School (перевод и адаптация DTLab)