В различных руководствах генерацию и выбор идей либо объединяют вместе, либо рассматривают как два отдельных этапа.
На этом этапе важно сгенерировать максимально большое количество самых разных идей для решения задачи, провести отбор самых лучших и сделать так, чтобы выбранные идеи были приняты и поняты всеми членами команды.
Зачем нужен этап генерации и выбора идей? Этап нужен для перехода от проблемы к ее решению. Он позволяет, согласно Руководству по дизайн-мышлению:
- выбросить из головы очевидные решения и начать думать вне шаблонов (увеличить потенциал инновационности решения);
- открыть новые области для исследования;
- создать гибкий (за счет вариативности идей) и плавный (за счет огромного количества идей) инновационный процесс.
Основные методы этапа генерации и выбора идей:
- мозговой штурм
- ИдеяЛог (IDEALOGUE)
- настоящее / будущее — барьеры
- метод ограничений (см. также инклюзивное дизайн-мышление)
- метод «Шесть шляп мышления»
- 8 идей за 5 минут / 1 идея за 5 минут / 1 комикс
- бодисторминг
- голосование в стиле дзен
Основные принципы для эффективной работы на этапе генерации и выбора идей:
- разнообразие команды (по полу, возрасту, профессии, опыту, по отношению к теме исследования и пр.) — возможность генерации нестандартных решений;
- позитивная атмосфера: исключить критику, максимально разрушить статусные и пр. различия (например, на время генерации идей всем присвоить шутливые имена) — возможность высказать даже самые нелепые идеи;
- нестандартная организация пространства, места проведения, вспомогательных материалов и пр. — выход за рамки шаблонов;
- создание условий для принятия и развития «чужих» идей.
Еще о генерации/выборе идей и используемых на этом этапе методах:
- Руководство по дизайн-мышлению, d.School (на русском языке)
- Дизайн-мышление. Гайд по процессу от Лаборатории Wonderfull (на основе Стэнфордского издания An Introduction to Design Thinking PROCESS GUIDE)
- Полянский А. Кто такой дизайнер, и что такое дизайн-мышление на самом деле?
- Процесс дизайн-мышления Стэнфордской школы d.School (перевод и адаптация DTLab)
- Руководство для модератора групповой работы (сост. А.Яцына)