Выдержки из дискуссии о дизайн-мышлении и НКО – Джоселин Вайт (Jocelyn Wyatt), исполнительного директора IDEO.org, и Джефа Вишни (Jeff Wishnie), директора Digital Impact Alliance (the United Nations Foundation).
Дизайн-мышление в социальной сфере: история вопроса
Дизайн-мышление[1] достаточно распространено в бизнесе, тогда как в социальной сфере это сравнительно новое понятие. Здесь самые первые приверженцы – крупные фонды, такие как Фонд Билла и Мелинды Гейтс, Фонд Рокфеллера, Фонд Келлога (Kellogg Foundation), которые были заинтересованы в поддержке и внедрении дизайн-мышления в своей работе. Заметен и интерес к дизайн-мышлению со стороны относительно небольших социальных предприятий (например, VisionSpring, Acumen and IDE). Новый виток интереса к дизайн-мышлению связан с участием крупных международных НКО, таких как Marie Stopes International, Population Services International (PSI) и Mercy Corps, которые стали делать крупные инвестиции в развитие дизайн-навыков.
Другой вопрос, что дизайн в широком смысле этого слова практически всегда играл заметную роль в работе НКО: дизайн программ, дизайн системы мониторинга и оценки социального воздействия (МиО).
Более того, многие НКО, особенно деятельность которых связана с практикой развития местных сообществ, практически всегда следовали базовым принципам дизайн-мышления – разработка программ С и ДЛЯ человека / пользователя / благополучателя. В этом смысле, инновация дизайн-мышления применительно к некоммерческому сектору – акцент не столько на человеко-ориентированности (в отличие от бизнеса), сколько на итерациях (быстрая разработка-реализация-тестирование-пересмотр) и быстром прототипировании. За последнее десятилетие в некоммерческом секторе все больше находит поддержки представление, что традиционное социальное проектирование с последовательными длительными циклами оценки и внесения изменений в программы слишком длительно и не эффективно. В этом смысле НКО все чаще присматриваются к более гибким системам измерения, методам сбора данных и управления (в частности, agile). На такие изменения вдохновляют не только дизайн-исследователи (например, IDEO.org), но и сообщества сервис-дизайнеров UI/UX и гибких методов управления.
Роль дизайн-мыслителя в социальной программе
Многие НКО реализуют конкретные проекты и программы, у каждой из них есть определенный бюджет и сотрудники, за которыми закреплены конкретные функции. Все это не предполагает введение специально выделенной и ключевой роли «дизайнера» (проектировщика). Как правило, эта функция передается внешним организациям (консультантам). По вполне понятным бюджетным ограничениям, такие внешние организации работают с НКО одномоментно («набегами»), а не сопровождают длительное время, проводя многократные циклы тестирований-пересмотров.
Более того, разработка дизайна крупных программ для крупных НКО (например, USAID) сопряжено с достаточно длительной фазой исследований, согласовании предложений и финансирования. В итоге, решение о программе может приниматься через 1,5 года после проведенных исследований, т.е. на основе устаревших данных, часто изменившихся потребностей и пр. При этом после старта программы, которая основана, например, на 5-летнем плане и соответствующих им KPIs, зачастую мало возможностей для маневра, для изменения программы на основе получения нового опыта и знаний. «Мониторинг и оценка в этой конструкции больше про сбор доказательств об успешности программы, чем об извлечении знаний о том, что работает и как это усилить» (Джоселин Вайт).
Такое многолетнее сопровождение новых программ НКО со стороны профессиональных команд дизайн-мыслителей могут себе позволить только крупные фонды, имеющие возможность осуществления значительных инвестиций (например, Marie Stopes International, UNICEF).
Альтернативный подход, когда дизайнеров изначально включают в штат НКО для работы с многолетними программами. Это значительно проще, когда дизайнер многофункционален. Например, помимо дизайн-мышления, этот сотрудник является также специалистом по коммуникациям или в области МиО, либо может вести проекты. Таких оптимальных для команды дизайнеров Джоселин Вайт называет «Т-люди» (T-shaped people).
Джеф Вишни в этой связи проводит параллели с тем, как НКО внедряют в свою деятельность и программы информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Как правило, все начинается с продвинутого в технологическом плане сотрудника, который является (или обладает навыками) специалистом в области IT или МиО, или менеджером программы. На собственном примере, своей деятельностью он показывает, насколько может улучшиться программа за счет грамотного использования ИКТ.
Перспективы распространения дизайн-мышления в НКО-среде
Большой вопрос – как помочь НКО развить навыки дизайн-мышления, внедрить их в свою деятельность. Один из первых шагов – обучение технологии сотрудников и руководителей (семинары и пр.). Но важно наглядно продемонстрировать преимущества технологии, что она действительно позволяет улучшить работу организации.
Как отметил Джеф Вишни, в дополнение к освоению навыков дизайн-мышления, сотрудники НКО должны внутренне согласиться на то, чтобы подходить к разработке и реализации своих программ иным способом. В принципе, каждый может быть дизайнером в том смысле, что каждый может научиться разрабатывать программы на основе учета потребностей и мнения благополучателей, освоить методы тестирования решений, принятых на основе полученных мнений, совершенствовать программы (а соответственно, и добиваться больших результатов) на основе полученной обратной связи. Однако эти навыки нужно практиковать; НКО должна несколько раз пройти несколько итерационных дизайн-циклов (разработка-прототип-тестирование-внесение изменений), чтобы убедиться и принять решение, что дизайн-мышление «работает». В этом смысле для тех, кто привык разрабатывать программы по стандартной «водопадной» схеме и выполнять грантовые контракты с вписанными в них непосредственными результатами, применение непредсказуемого и менее структурированного дизайн-мышления может быть достаточно некомфортно и страшновато. Это представляется близким к тому, что «Мы оформим всё после того, как реализуем» (Джеф Вишни).
Лучший способ борьбы со страхами – начать делать. Тогда люди не только узнают, в чем суть процесса дизайн-мышления, но и могут собственными глазами увидеть, как сырые идеи (мнения благополучателей) преобразуются в эффективные социальные программы. Выполнение такой работы совместно со специалистами, которые сильны в дизайн-мышлении, являются опытными социальными проектировщиками, — лучший способ освоить эти навыки.
Подготовлено на основе: Diving In: Nonprofits, NGOs, and Design, Jocelyn Wyatt, Jeff Wishnie // Stanford Social Innovation review, Jul. 27, 2016
[1] Мы здесь используем дизайн-мышление как синоним используемого в статье понятия «человеко-ориентированный дизайн» (human-centered design).