Довольно простая в применении и доступная по ресурсам методика «SCAMPER» основана на алгоритме постановки ряда вопросов, которые стимулируют генерацию новых идей.

SCAMPER — это аббревиатура:

  • S — Substitute (замещение)
  • C — Combine (комбинирование)
  • A — Adapt (адаптация)
  • M — Modify/Magnify (модификация, увеличение)
  • P — Put to Other Uses (предложение другого применения)
  • E — Eliminate (устранение или сведение действия до минимума)
  • R — Rearrange/Reverse (обращение, изменение порядка)

Сначала необходимо чётко поставить задачу — какая проблема требует решения, какая идея должна быть разработана. После этого задаются более 60 вопросов для генерации идей и примерно 200 слов, способствующих генерации ассоциаций.

Источник: http://www.biggerplate.com/mindmaps/eGSJ9tvh/scamper-creativity-tool

SUBSTITUTE (ЗАМЕЩЕНИЕ)

Как и чем можно заменить часть имеющейся проблемы, сервиса или процесса; людей, схемы действий, эмоции и т.д.?

Вопросы:

  • Как и чем можно заменить составляющие части / имеющиеся правила / форму / запах, звук, поверхность, цвет / участников процесса?
  • Можно ли изменить название/ одну часть другой?
  • Можно ли применить данную идею в новом направлении?
  • Можно ли изменить свои ощущения, связанные с этим / своё отношение к этому?

COMBINE (КОМБИНИРОВАНИЕ)

Можно ли скомбинировать несколько частей поставленной проблемы для её решения или усиления взаимодействия этих частей?

Вопросы:

  • Можно ли скомбинировать несколько замыслов или их частей и как?
  • Можно ли скомбинировать результаты каждого замысла или их частей и как?
  • Можно ли скомбинировать поставленную задачу с чем-то другим?
  • Что может быть скомбинировано, чтобы расширилась область применения?
  • Какие части (материалы, товары, услуги) могут быть скомбинированы?
  • Можно ли скомбинировать различные способности для достижения результата?

Слова для ассоциаций: объединить, соотнести, скомплектовать, связать, перемешать, соединить, собрать воедино, создать союз, совместить, смешать.

ADAPT (АДАПТАЦИЯ)

Как с помощью уже имеющихся идей и способов решить новые задачи? Здесь важно руководствоваться тем, что все новые идеи состоят из частей уже существующих.

Вопросы:

  • Существуют ли аналоги, или на что это может быть похоже?
  • Сталкивался ли я уже с чем-то подобным?
  • Что ещё можно извлечь из этой ситуации?
  • Чем из уже существующего я могу воспользоваться, чтобы решить эту проблему?
  • Могу ли я скопировать кого-то и чьи идеи я могу использовать для себя?
  • Какие уже существующие идеи я могу адаптировать под себя?
  • Может ли моя концепция быть представлена в другим контексте?
  • Есть ли в других областях идеи, которые можно было бы применить?

Слова для ассоциаций: варьировать, трансформировать, устанавливать, перерабатывать, оценивать, проверять, переигрывать, модернизировать, соотносить, соответствовать, искать свой стиль, применять, заимствовать, копировать, связывать, подстраиваться, приспосабливаться.

MODIFY/MAGNIFY (МОДИФИКАЦИЯ, УВЕЛИЧЕНИЕ)

Каковы возможные способы расширения или модификации имеющихся идей?

Вопросы:

  • Что и как можно модифицировать?
  • Какие идеи можно развить и как?
  • Как и что можно сделать с большей эффективностью?
  • Легко ли это повторить?
  • Можно ли придать имеющимся идеям и концепциям дополнительную ценность?

Слова для ассоциаций: сделать эффективнее, увеличить, акцентировать, придать значимость, сделать интенсивнее, повысить, распространить, усилить, добавить, применить.

PUT TO OTHER USES (ПРЕДЛОЖЕНИЕ ДРУГОГО ПРИМЕНЕНИЯ)

Есть ли у имеющейся на данный момент идеи другие области применения?

Вопросы:

  • Как ещё это можно использовать?
  • Может ли это быть применено не только к тому, что планировалось, но и к чему-либо другому?
  • Как данную идею мог бы использовать ребёнок или пожилой человек?
  • Можно ли применить имеющуюся идею, модифицировав её?
  • Как бы я оценил эту идею, если бы узнал её только сейчас?

Слова для ассоциаций: обрабатывать, оперировать, использовать преимущества, манипулировать, извлекать пользу, разбираться, расширять, задействовать, использовать, применять, делать доступным, переставлять, делать более удобным.

ELEMINATE (УСТРАНЕНИЕ ИЛИ СВЕДЕНИЕ ДО МИНИМУМА)

Что случится, если некоторые из частей идеи или концепции устранить или минимизировать?

Вопросы:

  • Можно ли упростить эту проблему?
  • Что можно удалить из контекста без существенных изменений?
  • Какое условие не является обязательным?
  • Можно ли сделать исключение из правил?
  • Можно ли и нужно ли разделять проблему на несколько частей?
  • Можно ли придать этому меньший объём?

Слова для ассоциаций: стереть, сократить, упростить, убрать, очистить, смоделировать, ликвидировать, ограничить, подавить, избавиться, удалить, исключить, искоренить, игнорировать, контролировать, отменить, упразднить.

REARRANGE/REVERSE (ОБРАЩЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ ПОРЯДКА)

Есть ли возможность действовать в обратном порядке, изменить последовательность действий, что для этого нужно сделать и как это будет выглядеть?

Вопросы:

  • Какой порядок будет наиболее оптимальным?
  • Являются ли отдельные части взаимозаменяемыми?
  • Может ли быть иная последовательность действий?
  • Можно ли поменять местами причину и следствие?
  • Можно ли поменять местами положительные и отрицательные аспекты?
  • Что будет, если рассмотреть проблему в обратном порядке?
  • Что будет, если я буду действовать от обратного?

Слова для ассоциаций: удалить, переделать, повернуть, перевернуть, заменить, поменять, переставить, реорганизовать, изменить концепцию, поменять порядок, инвертировать, вернуть, прервать, переместить, изменить.

Источники: Методика «SCAMPER»МЕТОД №28: СКАМПЕР

 Пример использования:
Картинки по запросу scamper пример

Источник: http://www.slideshare.net/zayakinsergey/2-49

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *