Данный материал — перепост статьи Артема Полянского, 25.07.2013, Zillion. За подробностями и прекрасными фото — сюда

Иллюстрация: Jordanhill School D&T Dept, ресурс Zillion.net

Иллюстрация: Jordanhill School D&T Dept, ресурс Zillion.net

Многие люди считают дизайн созданием иллюстраций или удачным расположением графических элементов. В действительности это объемное явление, сути которого большинство людей не понимают. Дизайн становится настолько важным в нашей жизни, что появилась даже особая методика «дизайн-мышление» для решения задач в разных областях.

Что такое дизайн, и чем занимается дизайнер?

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем. Дизайн имеет много граней: это композиция, типографика, колористика, концепция, брендинг, маркетинг и социальные коммуникации. Настоящий дизайнер видит и понимает отношения цветов и оттенков, пространства и формы, способен разобраться в иерархии частей проекта и его общей композиции. Управляя визуальными элементами, дизайнер может выразить главную идею в форме, понятной для целевой аудитории. Графический дизайн выступает в роли передатчика информации визуальным способом.

Многие считают, что для того, чтобы считаться дизайнером, достаточно изучить пакет графических программ, среди которых Photoshop, Illustrator, Corel Draw и множество других. Несомненно, чем больше таких редакторов знает дизайнер, тем больше возможностей открывается перед ним. Но пользоваться Photoshop сегодня более-менее умеют даже школьники, и это не означает, что они причастны к дизайну. Развитые способности к творческому мышлению и умение грамотно строить процесс – основа дизайнерской профессии.

Творческие люди умеют эффективно оперировать противоречивой и неоднозначной информацией. Российский психолог Владимир Дружинин дал интересное определение: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

Если бы дизайн был спортом, он стал бы десятиборьем. Дизайнер – одновременно психолог, маркетолог, визионер и т. д.

Дизайн – деятельность, направленная на решение задачи. Причем такой задачи, которая не может иметь единственного правильного решения. Одни решения более «правильные», другие – менее, но эта «правильность» зависит от видения, которое вкладывается в процесс создания дизайна. Дизайн-проект способен воздействовать на человека: пробудить ассоциации, вызвать различные эмоции, натолкнуть на определенные мысли и умозаключения. Его цель – вызвать у покупателя огромное желание стать обладателем товара: съесть именно эту шоколадку, прочесть именно эту книгу или воспользоваться именно этой пароваркой. Дизайн обложки и упаковки, самого продукта или его рекламы убеждает человека в том, что его жизнь без этой покупки будет неполной. А чтобы это произошло, дизайнеру потребуется время, целостное видение продукта и некоторая свобода идей, чтобы создать такую концепцию, которая позволит проникнуть в центр мозга или сердца потребителя.

Дизайн – это и созидание по теории малых дел, повседневное искусство: многие из нас отмечали, к примеру, в путешествиях по Европе, что даже такие мелочи, как элегантные навесы-маркизы и вывески с модными шрифтами преображают улицы и создают культуру среды. Или возьмем феномен графического медиа-дизайна: именно он делает журналы и сайты культовыми, даже арт-объектами, придает контенту актуальность, ассоциирует медиа с самоощущением аудитории и определенной субкультурой.

Есть два основных подхода к дизайну: каждый дизайнер и клиент выбирает тот, который ему ближе, и каждый подход имеет свои преимущества и недостатки.

  1. Клиентоориентированость: угадать и угодить. Выполняя конкретный заказ, дизайнер предугадывает желания клиента и материализует их. В этом случае он продает не свой индивидуальный стиль, а тот, который нравится заказчику. В рамках этой концепции дизайнер, работая со шрифтами, макетами и композициями, действует достаточно осторожно, чтобы воплотить в жизнь мечту клиента. Дизайнер, выполняющий заказ, находится в постоянном поиске золотой середины между «грамотно» и «красиво», причем и с точки зрения дизайна, и с точки зрения целей клиента.
  2. Дизайн как современное «быстрое искусство». Этот подход ориентирован, скорее, не на ожидания клиента, а на визуальный и маркетинговый wow-эффект, который генерирует фантазия дизайнера, его арт-концепция. Дизайн, разработанный в рамках этой концепции, менее утилитарен, но именно он способен создать мем и тенденцию, вдохнуть в продукт точную идею, о которой может не знать и сам производитель, выстроить «легенду» продукту и бренду. Обычно этот подход выбирает клиент, который открыт для экспериментов, осознает, что он идет к дизайнеру за оригинальной концепцией и выбрал дизайнера по индивидуальному стилю, представленному в портфолио.

Дизайн-мышление

Общество активно развивается, и перед профессионалами в любой сфере возникают задачи, связанные с поиском нестандартных подходов к решению задач. Что требует современный рынок? Востребованный и передовой продукт, созданный с помощью творческого подхода к процессу. И только тот, кто умеет обеспечить креативное решение поставленной задачи, конкурентоспособен. Дизайн как сфера деятельности почти не имеет границ – он окружает нас и требуется во всех областях. Успешные дизайн-проекты проникают в эмоции, чувства и мысли потребителя, в суть материалов и современных технологий. Одновременно грамотный дизайнер всегда ориентируется на социальные и экономические перемены в обществе, улавливает тенденции и старается спрогнозировать будущее.

Российский психолог Владимир Дружинин: «У творческих людей нередко удивительным образом соединяются зрелость мышления, глубокие знания, разнообразные способности, умения, навыки и своеобразные «детские» черты во взглядах на окружающую действительность, в поведении и поступках».

В основе классического дизайн-образования лежит умение решать важные визуальные задачи: чувствовать текстуры и материалы, формы и цвета, пространство и композицию, видеть мир вещей в ритмическом и колористическом отражении, в плоскости и пространстве. Для профессионального успеха специалисту по дизайну любого направления необходимо особенное мышление. Что это означает?

Говоря о креативности, обычно выделяют несколько компонентов, из которых она состоит:

  • активность и оригинальность мышления;
  • интерес к сложным задачам и парадоксам;
  • чувство прекрасного;
  • развитое воображение;
  • умение сконцентрироваться на главном и внимание к деталям;
  • повышенная чувствительность, эмпатия;
  • способность мыслить четко, концепциями;
  • чувство юмора и остроумие;
  • независимость суждений.

Американский психолог Джой Пол Гилфорд разделил мыслительные способности человека на конвергентные, когда мозг концентрируется на поиске основного решения, и дивергентные – те, которые и называют креативностью, то есть умением находить множество разнообразных решений одной задачи.

Не так давно появилось особое понятие – дизайн-мышление. Это методика, которая используется для создания инноваций и поиска оригинальных решений в разных сферах. Чаще всего, термин употребляют, говоря о разработке новых продуктов, но в действительности, область применения дизайн-мышления намного обширнее. Его можно использовать во всех случаях, когда необходимо решить какую-либо проблему, связанную с людьми, или скомбинировать знания из разных областей. Основной элемент методики дизайн-мышления – это проникновение в самую суть проблемы и внимательное наблюдение. Специалисты Стэнфордской школы дизайна разделили процесс дизайн-мышления на несколько этапов.

  1. Эмпатия

В основе процесса дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать. Долгое время продукт или услуга сначала создавались, а уже потом производители силами рекламистов и маркетологов пытались убедить потребителей, что они нуждаются в данном товаре. Сегодня такой подход считается устаревшим, и дизайн-мышление направлено как раз на то, чтобы проектировать продукты для тех, кто будет ими пользоваться. Режим эмпатии подразумевает и изучение поведения целевой аудитории: в контексте определенной задачи необходимо понять, что важно для тех или иных потребителей, как они воспринимают мир, в чем нуждаются эмоционально и физически и почему ведут себя именно так.

В основе дизайна, ориентированного на людей, лежит эмпатия, то есть способность представить себя на месте другого человека, умение сопереживать и сочувствовать.

Что дает такой подход? Дизайн – это решение определенных проблем и задач, и они являются частью аудитории, для которой создается продукт. И чтобы проект стал успешным, дизайнерской группе важно проникнуться сопереживанием потенциальным потребителям, попытаться мыслить и чувствовать, как они. Наблюдение за людьми – отличный способ разработать то, что нужно этим людям. Успешный дизайн основан на глубоком понимании мировоззрения потребителей, а режим эмпатии позволяет взглянуть на задачу с их стороны. Что делает дизайнер в «фазе эмпатии»? Наблюдает, беседует, слушает и еще раз наблюдает.

Одним из самых эффективных инструментов дизайнера является составление карты эмпатии. Она помогает подвергнуть синтезу все полученные наблюдения и получить интересные, а иногда и неожиданные, инсайты (инсайт – это внезапное осознание проблемы, озарение, догадка). Для создания эмпатической карты доска делится на 4 части, каждая из которых наполняется заметками об особенностях пользователя. Сюда входят видео- и аудиоматериалы, записи, то есть вся информация, добытая в режиме эмпатии. Каждый квадрант доски отвечает на конкретный вопрос:

  • Что говорил пользователь?
  • Каково было его поведение?
  • Что человек мог думать?
  • Какие эмоции по отношению к определенной теме были замечены в процессе интервью и наблюдений?

С помощью ответов на эти вопросы определяются потребности пользователя. Его действия и желания очень важно выразить глаголом.

2. Фокусировка

Следующий этап процесса дизайн-мышления – фокусировка. В этом режиме выявляется четкая концепция проекта. Дизайнер собирает воедино все, что услышал и увидел, и старается составить из полученной информации цельную картину, в которой необходимо определить самое важное. На этапе фокусировки дизайнер делает выводы, опираясь на сведения, собранные в режиме эмпатии, и создает именно ту концепцию, которая будет реализована в проекте. Фокусировка – это глубокое осмысление того, что добыто в процессе наблюдений. Определив вызов, который бросает ему необходимость разработки конкретного проекта, дизайнер переходит к следующей стадии – генерации идей.

3. Генерация идей

Все действия этого этапа направлены на то, чтобы найти решения для того вызова, той задачи, которая была определена. В процессе генерации идей эмоции сочетаются с рациональностью, а сознание с подсознательными мыслями, ведь на данном этапе крайне важно сгенерировать весь спектр возможностей, а не придумать одну правильную идею. Для поиска идей дизайнеры используют мозговые штурмы, скетчи, составление интеллектуальных карт или построение макета. Любой способ хорош, главное помнить, что генерация идей должна быть четко отделена от их оценки. Только при таком условии воображение может быть безграничным.

4. Создание прототипов

Этап, следующий за генерацией идей, – режим создания прототипов, подразумевающий разработку макетов, которые подводят к финальному решению. Прототип выражается различными средствами, например, при помощи сценария или ролевой игры. Отбор идей для создания прототипов проводится одним из трех способов:

  1. Каждый член команды выбирает 3 идеи, которые ему больше всего по душе.
  2. Команда называет по 1-2 идеи в каждой из 4 категорий: самая рациональная, самая невероятная, самая привлекательная и самая подходящая для пользователя.
  3. Дизайнеры отбирают те идеи, которые им хочется попробовать в режиме прототипирования.

5. Тестирование

Создание прототипов протекает неотделимо от режима тестирования. Тестирование предлагает возможность получить больше сведений о пользовании и одновременно лучше узнать свое решение. Проектируя прототип, нужно постоянно думать о том, каким образом пользователи будут его тестировать. В процессе аудитория способна обеспечить дизайнера/команду ценной информацией о том, что и почему не нравится в предложенных решениях. На этапе тестирования дизайнер должен быть сфокусирован на том, что он еще не узнал о той проблеме, решение которой необходимо найти. Режим тестирования – прекрасная возможность усовершенствовать первоначальные идеи. Для того чтобы еще больше проникнуться мыслями и чувствами пользователя, дизайнеры предлагают им:

  • Нарисовать свои мысли (например, набросать рисунок того, как пользователь настраивается на работу, или изобразить свои мысли о том, как потратить деньги наилучшим способом).
  • Сыграть в игру с помощью предварительно сделанных карточек. Пользователь играет по правилам, которые придумал дизайнер, – и это помогает узнать его лучше.
  • Оказаться в смоделированной ситуации. К примеру, вы разрабатываете приложение, позволяющее школьникам учить уроки в дороге. Прокатите своего ребенка (или знакомого ученика) в автомобиле, и посмотрите: реально ли делать уроки в дороге, и если да, то каким образом.

Создавая прототипы и тестируя их, следует придерживаться рекомендаций, составленных стэнфордскими специалистами:

  • Начинайте создавать прототипы даже тогда, когда вы еще не имеете четких представлений о том, что делаете. Хватайте нужные материалы (бумагу, скотч, маркер) – и вперед! Даже процесс поиска этих самых материалов уже является началом действий.
  • Сконцентрируйтесь на мыслях о пользователе. Что бы вы хотели с ним протестировать? Какую реакцию ожидаете от него?
  • Не задерживайтесь подолгу на одном прототипе. Переходите к созданию следующего задолго до того, как этот покажется вам идеальным.
  • Одному прототипу соответствует один вопрос. Вся концепция должна быть разделена на части, каждой из которых будет соответствовать свой прототип.
  • Помните, что процесс тестирования цикличен: создание инноваций только начинается тогда, когда заканчивается ваше первое тестирование.

Когда идеальное решение найдено, необходимо его грамотно презентовать. Иначе о ваших уникальных разработках мало кто узнает. Тем, у кого публичные выступления вызывают приступы паники, помогут советы специалистов-практиков. А тем, кто хочет быстро и доходчиво объяснить суть своей идеи потенциальным покупателям, пригодится материал «Визуальная библиотека предпринимателя».

Методика, предложенная Стэнфордскими специалистами по дизайну, – только макет. В процессе работы каждый дизайнер может приспосабливать ее под свои нужды, работая так, как ему удобно. Главное правило: не зацикливаться на процессах разработки и оставаться креативным.

Данный материал — перепост статьи Артема Полянского, 25.07.2013, Zillion. За подробностями и прекрасными фото — сюда

Share

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *